Консольное приложение (обще сведения)

   
На этом шаге мы рассмотрим понятие консольного приложения и приведем пример такого приложения.

   
Консольное приложение — это программа, которая для взаимодействия с пользователем использует консоль — клавиатуру и монитор, работающий в режиме отображения символьной информации (буквы, цифры и специальные знаки).

   
В операционной системе консольное приложение работает в окне командной строки (рисунок 1), которое часто называют окном консоли.


Рис.1. Консольное приложение

   
Консольные приложения удобны для решения задач, в которых не предъявляется особых требований к интерфейсу. Они широко используются для решения системных задач. Следует обратить внимание, что многие утилиты
Microsoft .NET Framework реализованы как консольные приложения.

   
Консольное приложение может вывести информацию на экран и получить данные с клавиатуры одним из трех способов:

  • при помощи функций printf (вывод) и scanf (ввод);
  • вывести информацию в поток вывода (cout), прочитать данные из потока ввода (cin);
  • при помощи методов WriteLine и ReadLine объекта Console.

   
Основным способом взаимодействия с пользователем в консольных .NET-приложениях, созданных Microsoft Visual Studio, является использование объекта Console. Методы, обеспечивающие
отображение и ввод данных, перечислены в таблице 1.

Таблица 1. Методы объекта Console

МетодОписание
Console::Write(st)Выводит на экран (в окно консоли) строку st
Console::WriteLine(st)Выводит на экран (в окно консоли) строку st, после чего переводит курсор в начало следующей строки
Console::ReadLine()Значением метода ReadLine является строка, набранная пользователем на клавиатуре. Для преобразования строки в число надо использовать, например, методы System::ToInt32() или System::ToSingle()
Console::Read()Значением метода Read является код символа, набранного на клавиатуре

   
Метод Console::Write выводит на экран (в окно консоли) строку, указанную в качестве параметра метода.

   
Если надо вывести значение числовой переменной, то для преобразования числа в строку следует использовать метод ToString. Вид (формат) строки, возвращаемой методом ToString, определяет параметр,
указанный в инструкции вызова метода (таблица 2).

Таблица 2. Параметры метода ToString

ПараметрФорматПример
"c", "C" Currency — финансовый (денежный). Используется для представления денежных величин. Обозначение денежной единицы, разделитель групп разрядов, способ отображения отрицательных чисел определяют
соответствующие настройки операционной системы
5 5055,28р.
"e", "E"Scientific (exponential) — научный. Используется для представления очень маленьких или очень больших чисел. Разделитель целой и дробной частей числа задается
в настройках операционной системы
5,505528+E04
"f", "F"Fixed — число с фиксированной точкой. Используется для представления дробных чисел. Количество цифр дробной части, способ отображения отрицательных чисел
определяют соответствующие настройки операционной системы
55055,28
"g", "G"General — универсальный формат. Похож на Number, но разряды не разделены на группы55055,28
"n", "N"Number — числовой. Используется для представления дробных чисел. Количество цифр дробной части, символразделитель групп разрядов, способ отображения отрицательных
чисел определяют соответствующие настройки операционной системы
5 5055,28
"r", "R" Roundtrip — без округления. В отличие от формата Number, этот формат не выполняет округления (количество цифр дробной части зависит от значения числа)55055,2755

   
Следует обратить внимание, что символ-разделитель целой и дробной частей числа задает операционная система. Этот же символ надо использовать и при вводе дробных чисел.

   
После выполнения инструкции Write курсор остается в той позиции экрана, в которую он переместился после вывода последнего символа строки. Следующая инструкция Write начинает вывод с той
позиции экрана, в которой находится курсор.

   
Метод WriteLine отличается от метода Write тем, что после вывода строки курсор автоматически переходит в начало следующей строки.

   
Параметр метода WriteLine можно не указывать. В этом случае курсор будет переведен в начало следующей строки.

   
Метод ReadLine объекта Console обеспечивает ввод с клавиатуры строки символов. Для преобразования введенной строки в данные необходимо использовать соответствующие методы преобразования:
System::ToInt16() , System::ToInt32() , System::ToSingle() , System::ToDouble() и т. д.

   
Следует обратить внимание на то, что в процессе преобразования строки в число возможны ошибки (исключения), например, из-за того, что при вводе дробного числа пользователь введет точку вместо запятой
("правильным" символом, при стандартной для России настройке операционной системы, является запятая).

   
В качестве примера использования методов объекта Console приведем программу пересчета цены из долларов в рубли.

// Console.cpp: главный файл проекта.

#include "stdafx.h"

using namespace System;

int main(array<System::String ^> ^args)
{
    float usd,k,rub;
	String^ st;

	Console::WriteLine(L"Конвертер");
	
	// ввод данных
	Console::Write(L"Цена в долларах->");
	st = Console::ReadLine();
	usd = Convert::ToSingle(st);
	Console::Write(L"Курс->");
	st = Console::ReadLine();
	k = Convert::ToSingle(st);

	// расчет
	rub = usd * k;
	
	// вывод результата
	Console::WriteLine(); // пустая строка
	st = usd.ToString("f") + "USD = " + rub.ToString("c");
	Console::WriteLine(st);

	// чтобы окно не исчезло с экрана
	Console::WriteLine();

	Console::Write(L"Press any key to continue...");
	int ch = Console::Read();
    return 0;
}

Архив проекта можно взять здесь.

   
Результат работы приложения приведен на рисунке 2.


Рис.2. Результат работы приложения

   
На следующем шаге мы рассмотрим создание консольного приложения.



Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий