Персональный компьютер умеет почти все, но это «все» он делает всегда чуточку (а порой и не чуточку) хуже, чем специально созданная для каких-либо задач аппаратура. Профессиональная запись музыки и голоса – дело довольно сложное, требующее знаний и навыков, не говоря уже о таланте, а также дорогой аппаратуры, программного обеспечения и акустически подготовленной студии. А значит, решив провести запись с помощью персонального компьютера, вы должны быть готовы к тому, что получится в лучшем случае черновик настоящей аудиозаписи. Впрочем, порой и этого бывает достаточно, чтобы человек увлекся работой звукорежиссера и даже сумел заинтересовать своими творческими достижениями профессионалов, которые могут предоставить ему студию. Поэтому такие этапы звукозаписи, как tracking, mixing, mastering, оставим специалистам.
Есть виды звукозаписи, которые не требуют высокого качества, в частности голосовые заметки или интервью. С такими задачами, как правило, отлично справляются не только персональные, но и карманные компьютеры и даже некоторые модели МРЗ-плееров и мобильных телефонов. Записанная информация переносится с них на компьютер в виде файлов стандартных форматов – для редактирования, обработки (например, расшифровки интервью) и архивации.
Все вышесказанное относится к «живому» звуку. Когда речь идет о перезаписи с одного устройства на другое, дело обстоит намного проще, и компьютер способен послужить почти идеальным звукозаписывающим инструментом. Хотя принципиально внутри него при этом происходит то же самое, что и при обработке «живого» звука.
Отдельно стоит упомянуть о создании и записи музыки в MIDI-формате: ее технология чрезвычайно проста, ибо требует лишь записи определенных инструкций (совершенно нечувствительных к помехам), которые поступают с подключенной к компьютеру MIDI-клавиатуры в готовом виде и в дальнейшем могут быть до определенной степени отредактированы. А качество записанной таким образом музыки определяют только ваши творческие способности, умение играть на электронном инструменте и уровень аппаратуры – воспринимающей и воспроизводящей.
Начнем с самого простого вопроса: как записать на компьютер музыку с какого-либо источника, а точнее, скопировать ее? Здесь мы можем столкнуться с двумя вариантами: копирование музыки уже оцифрованной или же аналоговой, например, с грампластинки или магнитофона. Первый вид копирования вообще не представляет сложности: записанную в цифровом виде музыку обычно можно «увидеть» на компьютере сразу, вставив в него компакт-диск или подключив к нему МРЗ-плеер либо мини-дискмен (устройство, разработанное компанией Sony и выпускающееся по преимуществу ею же). Музыкальные композиции отображаются на компьютере в виде файлов, которые можно скопировать в нужное место стандартными средствами операционной системы – так же, как копируются текстовые файлы или картинки.
Правда, на этом пути пользователя могут подстерегать проблемы. Например, если вставить в дисковод обычный музыкальный CD (аудио- CD), то на экране отобразятся не музыкальные файлы солидных размеров, а список дорожек, как правило, с именами TrackOl, Track02 и т. д. Они имеют объем по 44 байта и, естественно, никакой музыки вместить неспособны. Для того чтобы скопировать с CD именно музыку, придется использовать конвертор (риппер, как его еще называют). Конверторы бывают и в виде отдельных программ, и встроенными в различные программы для записи компакт-дисков или перевода музыки в сжатый формат, а также в некоторые программы-проигрыватели.
Ряд производителей МРЗ-плееров и диктофонов (например, Sony, Apple, Samsung) специально «закрывают» формат своих цифровых записей, охраняя авторские права. Иногда в этом случае невозможно скопировать цифровым способом даже собственноручно сделанную на подобном аппарате запись, хотя, конечно, ничьи права при этом не нарушаются. Порой такую «защиту непонятно от кого не очень сложно обойти, но временами она оказывается непреодолимой. Так, до сих пор не найдено способов цифровым образом копировать звук, записанный в формате Super Audio CD.
Запись с внешних источников
Понятно, что прямое (как говорят, «бит в бит») цифровое копирование предпочтительнее всего. Оно происходит без каких бы то ни было искажений и потерь, обычных при аналоговых перезаписях, – когда звук записывается, например, с выхода звуковой карты и затем повторно оцифровывается. Кроме того, такая передача не требует режима «реального времени», и копирование звучащего час с лишним компакт-диска может занять менее десяти минут.
В случае же когда имеется только аналоговый источник (проигрыватель виниловых пластинок, выход магнитофона, плеера или звуковой карты), приходится использовать механизм оцифровки звука. Звуковой сигнал подается с линейного выхода устройства воспроизведения (если он имеется; если нет – подойдет и выход на наушники, но звук в этом случае будет худшего качества) на линейный вход звуковой карты, специальной или встроенной в материнскую плату.
После этого необходимо запустить звуковой микшер (специальную программу, которая поставляется со звуковой картой) и выбрать в нем режим «запись» и источник записи. Затем применяется какая-либо звукозаписывающая программа. Их существует довольно много, и постоянно появляются все новые и новые. Это, например, достаточно мощная и не слишком сложная программа Sony Sound Forge или программа попроще, но весьма распространенная среди любителей – Audacity.
Звукозаписывающая программа предложит на выбор как формат записи, так и ее параметры. Если на винчестере достаточно места и цель записи не однократное прослушивание, а сохранение ее в цифровом формате, имеет смысл выбрать волновой формат LPCM (Linear Pulse Code Modulation – «линейная импульсно-кодированная модуляция», иногда обозначаемая просто РСМ). Он создает файлы с расширением WAV, если программа записи не предусматривает файлов собственного формата, обычно заключающих в себе чуть больше информации. WAV – формат несжатый, позволяющий проводить над собой целый ряд манипуляций, но занимающий на носителях достаточно много места. Тем не менее лучше делать запись именно в WAV, после чего ее уже несложно будет сжать в подходящий и более экономный формат – MP3, WMA, OGG и т. п.
Перечислим параметры записи, предоставляемые для выбора. Во- первых, это число каналов записи – моно или стерео. В последнее время появились программы, позволяющиего звука. Audacity.
Во-вторых, выбор частоты оцифровки (сэмплирование; подробнее см. статью «Мультимедийные форматы»), Для записи речи, в частности аудиокниг, частота оцифровки должна быть не менее 8 кГц. Для музыки стоит увеличить этот параметр, например, до 44,1 кГц, что соответствует так называемому CD-качест- ву. Обычно предлагается частота до 48 кГц, но некоторые звуковые карты и программы записи могут поднять это число до 96 кГц и даже выше.
Наконец, в-третьих, установка величины динамического диапазона («размер сэмпла»), измеряемой в битах и, как правило, варьирующейся от 8 до 16 бит, а в специальных случаях – до 24 или даже 32 бит.
Некоторые записывающие программы могут предложить и такой параметр качества записи, как величина информационного потока записанного звука. Он используется обычно в сжатых форматах (например, для MP3 наиболее близким к CD-качеству является поток 320 Кбит/с). Задавая параметры качества записи, необходимо иметь в виду качество исходного звука и предназначение записи, помня: чем выше установленные вами параметры, тем большего размера получится результирующий файл.
Далее можно запускать запись и одновременно или с небольшим отставанием (для страховки, чтобы не обрезать начало) – воспроизведение с источника. Практически во всех звукозаписывающих программах этот процесс нагляден: в главном окне представлен график звука. А после окончания записи есть возможность довольно тонкого ее редактирования – не только подрезки «хвостов», но и, скажем, вырезания щелчков из-за царапин на виниловой пластинке.
Особо отметим, что не все звуковые карты способны одновременно и воспроизводить звук, и записывать его. Так что если источник записи не приходит извне, через линейный или микрофонный вход, а воспроизводится самой звуковой картой (например, со вставленного в компьютер CD), добиться этого бывает очень непросто.
Запись через микрофон
Запись через микрофон по принципу ее проведения и последовательности действий практически не отличается от записи с внешнего аналогового источника. При этом лишь добавляются отдельные проблемы, требующие творческого решения: качество будет зависеть не только от чувствительности микрофона (иногда приходится включать в системе специальную функцию «микрофонное усиление»), но и от успешности
борьбы с «микрофонным »ффектом > – когда звук из динамиков воспроизводится микрофоном и опять усиливается в динамиках. Чтобы этого избежать, прослушивание в процессе записи лучше осуществлять через наушники. Имеет значение также устранение компьютерных (вентиляторы, треск головок винчестера), квартирных и уличных шумов, создание наиболее благоприятной акустической обстановки: подавление ненужного эха или, напротив, создание нужного; нейтрализация многократного отражения звука от гладких плоскостей и даже вибрации оконных стекол. Некоторые программы позволяют установить уровень записи в автоматическом режиме, но, за исключением интервью или голосовых заметок, это дает довольно низкое качество. Таким образом, лучше всего корректировать уровень записи «на ходу». Разумеется, какие-то дефекты можно поправить потом, но целесообразнее сделать это непосредственно в процессе работы.