События мыши

   
На этом шаге мы рассмотрим события, связанные с мышью.

   
В компонентах Delphi определен ряд событий, связанных с мышью. Это
следующие события
(таблица 1):

Таблица 1. События, связанные с
мышью

СобытиеОписание
OnCIickЩелчок мыши на компоненте и некоторые другие действия
пользователя.
OnDblClickДвойной щелчок мыши на компоненте.
OnMouseDownНажатие клавиши мыши над компонентом. Возможно распознавание
нажатой кнопки и координат курсора мыши.
OnMouseMoveПеремещении курсора мыши над компонентом. Возможно
распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
OnMouseUpОтпускание ранее нажатой кнопки мыши над компонентом. Возможно
распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
OnStartDragНачало процесса "перетаскивания" объекта. Возможно распознавание
перетаскиваемого объекта.
OnDragOverПеремещение "перетаскиваемого" объекта над компонентом. Возможно
распознавание перетаскиваемого объекта и координат курсора мыши.
OnDragDropОтпускание ранее нажатой кнопки мыши после "перетаскивания"
объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта и координат
курсора мыши.
OnEndDragЕще одно событие при отпускании ранее нажатой кнопки мыши после
"перетаскивания" объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого
объекта и координат курсора мыши.
OnEnterСобытие в момент получения элементом фокуса в результате
манипуляции мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи
фокуса.
OnExitСобытие в момент потери элементом фокуса в результате манипуляции
мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи фокуса.

   
Наиболее широко из перечисленных используется событие OnCIick.
Обычно оно наступает,
если пользователь щелкнул на компоненте, т.е. нажал и отпустил кнопку мыши,
когда указатель
мыши находился на компоненте. Но это событие происходит также и при
некоторых других действиях
пользователя. Оно наступает, если:

  • пользователь выбрал элемент в сетке, дереве, списке, выпадающем
    списке,
    нажав клавишу со стрелкой;
  • пользователь нажал клавишу пробела, когда кнопка или индикатор были в
    фокусе;
  • пользователь нажал клавишу Enter, а активная форма имеет кнопку
    по умолчанию,
    указанную свойством Default;
  • пользователь нажал клавишу Esc, а активная форма имеет кнопку
    прерывания,
    указанную свойством Cancel;
  • пользователь нажал клавиши быстрого доступа к кнопке или индикатору.
    Например,
    если свойство Caption индикатора записано как
    "&Полужирный" и
    символ 'П' подчеркнут, то нажатие пользователем комбинации клавиш
    Alt+П
    вызовет событие OnClick в этом индикаторе;
  • приложение установило в true свойство Checked
    радиокнопки RadioButton;
  • приложение изменило свойсто Checked индикатора
    CheckBox;
  • вызван метод Click элемента меню.

   
Для формы событие OnClick наступает, если пользователь щелкнул на
пустом месте
формы или на недоступном компоненте.

   
Обилие событий, связанных с мышью, а также фактическое дублирование
некоторых из них
требуют четкого представления о последовательности отдельных событий,
наступающих при том
или ином действии пользователя. Рассмотрим эти последовательности.

   
В момент запуска приложения из рассматриваемых нами событий наступает
только событие
OnEnter в компоненте, на который передается фокус. Это событие не
связано с какими-то
действиями пользователя, так что не будем на нем останавливаться.

   
Теперь рассмотрим простейшее действие пользователя: переключение с
помощью мыши фокуса с одного
элемента на другой. Последовательность событий в этом случае приведена в
таблице 2:

Таблица 2. Последовательность
событий мыши при переключении фокуса

Действие пользователяСобытие
Перемещение курсора мыши в пределах первого компонента.Множество событий OnMouseMove в первом компоненте.
Перемещение курсора мыши в пределах формы.Множество событий OnMouseMove в форме.
Перемещение курсора мыши в пределах второго компонента.Множество событий OnMouseMove во втором компоненте.
Нажатие кнопки мыши.OnExit в первом компоненте.
 OnEnter во втором компоненте.
 OnMouseDown во втором компоненте.
Отпускание кнопки мыши.OnClick во втором компоненте.
 OnMouseUp во втором компоненте.

   
События OnMouseMove происходят постоянно в процессе перемещения
курсора мыши и
даже просто при его дрожании, неизбежном, если пользователь не снимает руки
с мыши.
Это надо учитывать и пользоваться этим событием очень осторожно, поскольку
оно, в отличие
от других, происходит многократно.

   
Как видно из приведенной таблицы, каждое действие пользователя, связанное с
нажатием или
отпусканием кнопки мыши приводит к серии последовательно наступающих
событий. В обработчиках
событий OnMouseDown и OnMouseUp можно распознать, какая
кнопка мыши нажата
и в какой точке компонента находится в данный момент курсор мыши.

   
Рассмотренная в таблице 2 последовательность событий имеет место, если во
втором компоненте
свойство DragMode равно dmManual (ручное начало процесса
перетаскивания),
как это установлено по умолчанию. Если же это свойство равно dmAutoinatic
(автоматическое
начало процесса перетаскивания), то все рассмотренные события,
связанные с манипуляцией
мышью, заменяются следующими:

OnMouseDownЗаменяется на OnStartDrag
OnMouseMoveЗаменяется на событие OnDragOver того компонента, над
которым перемещается курсор мыши
OnMouseUpЗаменяется на событие OnDragDrop компонента, над которым
завешается перетаскивание (если компонент может
воспринять информацию от перетаскиваемого объекта), и последущее событие
OnEndDrag компонента, который перетаскивался

   
События OnExit и OnEnter вообще не возникают, поскольку
переключения фокуса
не происходит. Не наступает также событие OnCIick.

   
Если в примере, приведенном в таблице 1, щелчок делается на объекте,
который уже находится
в этот момент в фокусе, то не происходят события OnExit и
OnEnter. В
этом случае при нажатии кнопки наступает только событие
ОnМоuseDown, а при отпускании
кнопки - события OnCIick и OnMouseUp.

   
Теперь рассмотрим последовательность событий при двойном щелчке на
компоненте. Она
приведена в таблице 3. Распознавать нажатую кнопку мыши по-прежнему можно
только в событиях
OnMouseDown и OnMouseUp. Если же надо распознать именно
двойной щелчок какой-то
определенной кнопкой мыши, то можно, например, ввести некую переменную,
являющуюся флагом двойного
щелчка, устанавливать этот флаг в обработчике события OnDblClick, а в
обработчиках
событий OnMouseDown или OnMouseUp проверять этот флаг и,
если он установлен,
то сбрасывать его и выполнять запланированные действия.

Таблица 3. Последовательность
событий мыши при двойном щелчке на компоненте

Действие пользователяСобытие
Первое нажатие кнопки мыши.OnMouseMove. Возможно распознавание нажатой кнопки и
координат курсора мыши.
Первое отпускание кнопки мыши.OnClick
 OnMouseUp. Возможно распознавание нажатой кнопки и
координат курсора мыши.
Второе нажатие кнопки мыши.OnDblClick
 OnMouseDown. Возможно распознавание нажатой кнопки и
координат курсора мыши.
Второе отпускание кнопки мыши.OnMouseUp. Возможно распознавание нажатой кнопки и
координат курсора мыши.

   
На следующем шаге мы продолжим рассматривать особенности использования
событий, связанные с мышью.



Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий